Урок по русскому языку в 11 классе
на тему "Стили речи"
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях
речи русского языка.
1. Образовательные:
-вспомнить и повторить с
учащимися стили речи и присущие им признаки;
-научиться применять стили речи по ситуации, научиться
обобщать и систематизировать
изученное.
2. Развивающие:
-актуализировать
знания учащихся о функциональных
стилях речи и сфере их использования.
-закрепить умение определять стиль речи.
3. Воспитательные:
-воспитание культуры умственного труда на основе таких
мыслительных операций, как: ---анализ, синтез, группировка, обобщение.
Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: раздаточный материал (опорная схема),
иллюстрации, мультимедийное оборудование.
Ход урока
1.Оганизационный
момент. Вступительное слово учителя.
Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с
другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для
данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора
каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и
с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение,
поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас,
такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами
рассмотрим вспомним, какие стили текста
существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих
стилей.
2. Этап актуализации
субъектного опыта учащихся.
Общие вопросы по теме.
- Как вы понимаете слово стиль?
-Однозначное ли это слово?
- Вспомните, каково происхождение этого слова?
Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с
заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце
палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть
написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль»,
то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое,
переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом
новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.
В русском языке сравнительно недавно оформилась научная
дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка
в зависимости от речевой ситуации.
Знате ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже
управляются с помощью «палочки», а
называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное,
чтобы написать еще лучше.
3. Этап повторения(изучения) материала по теме урока.
Раздаточный материал у каждого ученика на столе.
Таблица может быть дублирована на слайде.
Стиль
|
Функция
|
Особенность
|
Пример
|
Научный
(монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)
|
Передача
информации и доказательство ее истинности.
|
Точность,
логичность, недопустимость экспрессивных средств.
|
Береза
1) Лиственное дерево с белой (реже темной)
корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)
|
Официально-деловой
(официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)
|
Информация.
|
Предельная
точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной,
разговорной лексики.
|
В
целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим
направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.
Директор
Н.В. Петров
|
Публицистический
(газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи
выступающих на митингах, съездах и др.)
|
Информация и воздействие на слушателя, читателя.
|
Социальная
оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.
|
Акт
беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил
житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым
цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского
камня».
|
Художественный
Стиль художественной литературы.
|
|
Все
языковые средства.
Художественный
стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски,
эмоции и чувственность.
|
Сергей
толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька
крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
Прохладный вечерний воздух был напоен
дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко
выводил свои трели соловей.
|
Разговорный
(речь)
|
Характерен
для современного Интернета
|
Разговорный
стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него
характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая
лексика и подстройка под получателя информации.
|
-
Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.
-
Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник
поставлю.
-
Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь
что такое?
-
Догадываюсь.
-
и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?
-
Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!
|
Изучение таблицы
учащимися, вопросы учителю.
Обратите внимание: различные виды текста, как правило,
относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект.
Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о
стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:
Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)
Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)
Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)
Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)
Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)
4. Этап проверки знаний
учащихся.
- Задание классу.
Посмотрите в окно и представьте себя сотрудниками
Гидрометцентра. Напишите сводку погоды на сегодня. Сравните свои высказывания
по следующему плану.
А) Оцените речевую ситуацию:
- основную задачу речи (общение с кем-нибудь, сообщение о
чем-нибудь, воздействие на кого-нибудь);
- сферу ее применения (в быту, в науке, в деловой сфере, в
прессе, в художественной литературе, в официальном и неофициальном общении;
- адресата (один, несколько человек или много людей –
публика).
Б) Дайте характеристику
речи:
- устная или письменная;
- диалог или монолог;
- подготовленная заранее или неподготовленная;
- эмоциональная или нейтральная;
- основные средства языка.
- Работа в группах.
Класс делится на пять групп. Каждая группа получает журналы,
газеты, книги.
Задача группы – найти примеры на каждый стиль. Устно объяснить
свой выбор.
- Работа с иллюстрациями.
Посмотрите на иллюстрации и ответьте: какой стиль речи соответствует
каждой иллюстрации? Дано 10 слайдов.
5.
Этап контроля знаний учащихся.
Каждый из учащихся получает 10 примеров текста. Задача –
определить стиль речи.
1. Исходя из
результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую
однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих
параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33
000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою
молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При
механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в
структуре не наблюдается (научный).
2. Невероятное
открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат,
заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие
бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником!
Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент,
находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких
патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее
позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве
золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).
3. Сидорович плохо
спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это
была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув
нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни
километров до ближайшего города.
Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по
уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:
– Спи уже, путешественник, – простонала
она, сонно причмокивая языком.
Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…
(художественный).
4. Я, Иванов Иван
Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО
«Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества
обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте
и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО
«Пример» (официально-деловой).
5. Вы когда нибудь
задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я
серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа!
Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не
поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень?
Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы,
то кто? (разговорный)
6. Лейтенант шел по
желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым
от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от
острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и
направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах
(художественный).
7. Ёо, чувак! Если
ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот
что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда
адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что
ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или
байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)
8. Как передает наш
корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла
небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны
провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в
результате удара молнии (публицистический).
9. Исходя из
результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют
текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно
воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста
(научный).
10. Исходя из
результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха
(научный).
6. Этап подведения
итогов урока.
Сегодня мы хорошо поработали и смогли
выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи
во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций
оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить
внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль.
Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном
дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение
поставленной перед текстом задачи. Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны
стили речи?
Почему в языке не может быть один стиль?
Домашнее задание:
написать сказку (отрывок) «Колобок» в одном из стилей.
|