Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга.
Этот вид работы с клиентом многие называют особым видом психологического консультирования, но предпочтительнее и точнее коучингом было бы назвать сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов человека и научения его учиться и жить осознанно.
Отличие коучинга от психологии заключается в основном в том, что коучинг это работа с человеком реальным с установкой на завтра. Коуч не работает с прошлым клиента. Гораздо важнее для этого специалиста конкретные шаги, которые делает его клиент в надежде получить результат уже в скором «завтра».
Эффективность данного направления работы очевидна, ведь нам нужны понятные и быстрые результаты, причем итог работы коуча с клиентом – это творческий прорыв последнего, расширение его перспектив для дальнейшего роста. Не этого ли ждут от нашей работы наши руководители, родители, работодатели?
Электронный учебник
Электронный учебник - это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты по сравнению с ОУ.
Компоненты электронного учебника: презентационная составляющая (содержит основную информационную часть курса); упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.
Электронный учебник должен содержать: обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение учебного материала, краткое изложение учебного материала, дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником.
Отличительные особенности электронного учебника:
Информация должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
Структурным элементам учебного курса должны соответствовать ключевые темы с гипертекстом, иллюстрациями, аудио- и видеокомментариями или видеоиллюстрациями.
Основные фрагменты учебника наряду с текстом и иллюстрациями должны содержать аудио- или видеозапись авторского (или лекторского) изложения материала.
Текстовая информация может дублировать некоторую часть "живых" лекций. ЭУ должен обеспечивать возможность распечатки необходимых фрагментов текста.
Иллюстрации, представляющие сложные модели или устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), возможность увеличения отдельных элементов до размеров полноэкранной иллюстрации.
В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс.
Текстовая часть должна сопровождаться перекрестными ссылками (гипертекст), позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом.
Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении.
Аудиоинформация представляется неизменимой при изучении звучания музыкальных инструментов, распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце, обучении иностранным языкам и т.д. Подключение звуковых сигналов для указания правильности навигации по ЭУ, оказании помощи. Возможно использование фоновой музыки, помогающей запомнить информацию.
Весь ЭУ должен включать возможность копирования выбранной информации, ее редактирования в блокноте и распечатки без выхода из самого учебника.
ЭУ не должен являться полным аналогом печатного издания, а обладать принципиально новыми качествами по сравнению с ОУ.
Итерация (лат. iteratio – повторение) – это повторение какого-либо действия, явления или процесса. Данный термин часто применяется для описания поэтапного процесса, в котором результаты выполнения группы операций в рамках каждого этапа используются на следующем этапе (кроме последнего, потому что он предоставляет конечный результат).
Валеология. Система образовательных мер, направленных на формирование валеологического мышления и здорового образа жизни (ЗОЖ) человека. Ближайшей целью личностно ориентированного валеологического образования является выработка индивидуальной поведенческой стратегии, основанной на устойчивой мотивации ЗОЖ. Реализация этой ближайшей цели составляет основу общего валеологического образования. Последнее предназначено для обеспечения равных стартовых возможностей всем гражданам в выборе индивидуального ЗОЖ.
Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. ????? — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология).
Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.
В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).
Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).
Логопедия — отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их профилактики, диагностики и устранения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Бу́ллинг — задира́ние (тра́вля, от англ. bully - задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного члена сообщества другими (особенно среди школьников и студентов)
Интерактивная доска способствует созданию наглядно-дидактических пособий нового поколения – интерактивных электронных плакатов.
ПЛАКАТ (нем. Plakat), вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, где обеспечивается передача определённого объёма информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля. В отличие от мультимедийного урока интерактивный плакат может быть только многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь.
Элементами такого плаката могут быть
Создание режима «скрытого изображения» (возможность включения и выключения разъясняющей информации;
Иллюстрированный опорный конспект;
Многоуровневый задачник;
Набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
Конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала)
Веб-квест
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March http://ozline.com/learning/index.htm
По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
B.Dodge описывает следующие виды заданий для веб-квестов:
Более подробное описание различных типов заданий для веб-квестов и рекомендации по их разработке на английском языке можно найти на странице http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/tasksimap/
Веб-квесты в обучении языку
В обучении языку могут использоваться веб-квесты:
по различным учебным дисциплинам, созданные для носителей языка
для изучающих иностранные языки.
Использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов интернета в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами интернета. В связи с этим эффективная интеграции веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест:
является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы;
сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов.
Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.
Структура веб-квеста
Веб-квест состоит из следующих разделов:
Введение - краткое описание темы веб-квеста.
Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест
Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Метод синектики – это метод коллективной творческой деятельности, основанный на использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Название методу дал его автор, американский психолог У. Гордон. В переводе с греческого слово "синектика" означает совмещение разнородных элементов.
Синектический метод является развитием "мозгового штурма", но в отличие от него допускает критику, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. В процессе использования метода синектики применяются четыре вида аналогий. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. При фантастической аналогии необходимо придумать фантастические средства или персонажи, которые могут выполнить то, что требуется по условиям задачи. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче.
Источник: http://vashabnp.info/board/1-1-0-99
Иллюстрация (от латинского illustratio — освещение, наглядное изображение) – изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.). Как область искусства иллюстрация - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. Развитие искусства тесно связано с историей книги. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики. Во многих книгах, газетах, журналах используются, наряду с иллюстрациями, другие декоративные элементы оформления - заставки, концовки, инициалы. Понятие иллюстрация охватывает очень большой объем информации. Это может быть и рисунок, и фотография, и график. Иллюстрация – это художественное отображение слова. Иллюстрация помогает пояснить смысл текста, сделать его многограннее и объемнее, получить более полную информацию об объекте. Иллюстрации обычно подразделяются на рисунок и график. Рисунок рождает образы, а график визуально отображает текстовую информацию. Графики в основном используются в научных и просветительских изданиях, а изображения более универсальны. Специалисты, занимающиеся книгоизданием, считают, что любой текст значительно полнее воспринимается при наличии иллюстраций. Это поможет человеку комплексно воспринять посыл автора, понять и запомнить текст.