Раздел: синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Связь слов в
словосочетании.
Урок разработан по учебнику
Русский язык: учебник для 8 класса / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Л.Ю.Максимов
и др. – 28-е издание. – М.: Просвещение, 2005. – 208с.
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами связи слов в
словосочетании (далее СС). Формировать навык определения типа связи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: доска,
компьютер, учебник, проектор.
План:
1.
организационный
момент
2.
этап работы с
учебником
3.
этап усвоения
новых знаний
4.
этап проверки
полученных знаний
5.
этап информации о
домашнем задании
6.
подведение итогов
ход урока
1. Организационный
момент.
Приветствие
учащихся. Отметить отсутствующих на уроке. Вопросы по домашней работе.
2. Работа с
учебником.
Ученикам
предлагается прочитать материал по теме урока на страницах с 28 и 29. Один
ученик читает вслух. Из прочитанного выделяем самое главное и обращаем внимание
детей на термин словосочетание, под
которым понимается два или несколько самостоятельных слов, объединенных по
смыслу и грамматически, также говорим, что существует три типа СС по морфологическим признакам главного слова:
глагольные, именные, наречные. Примеры
выводим на экран.
3. Сообщение
учителя по теме урока.
После
изучения типов сс ученикам говорится о том, что в сс слова связываются тремя
главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением,
примыканием.
В
тетрадь или словарик записывается, что обозначает каждое из понятий.
Можно
взять определения из учебника стр. 32.
Я
предлагаю определение из книги Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по
русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа / М.:
Просвещение, 2009.- 192 стр.
Согласование
– вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным
словом в роде, числе и падеже, при изменении одного изменяется и другое (род,
число, падеж).
Управление
– вид подчинительной связи, при которой зависимое слово стоит в том падеже,
которого требует главное. Можно заменить зависимое слово на другое – оно будет
стоять в той же падежной форме.
Примыкание
- вид подчинительной связи, при которой зависимое слово неизменяемое, с главным
связано по смыслу, интонационно.
Предлагается
схема.
Вид
связи
|
Главное слово
|
Зависимое слово
|
Вопрос
|
согласование
|
Существительное
Слово в значении
существительного
|
Прилагательное
Причастие
Местоимение
Порядковое числительное
|
Какой?
Зеленый карандаш
Этот человек
Длинные волосы
Чей?
Чей-то дом
Который?
Второй поющий
|
управление
|
Глагол
Прилагательное
Причастие
Деепричастие
|
Существительное
Существительное с предлогом
Местоимение
|
(падежные вопросы)
Пилить дрова
Смотрит в окно
Румяный от мороза
Любящая тебя
Гуляя с ним
|
Существительное
|
+ Существительное
(несогласованное
определение)
|
Листья осины
|
примыкание
|
Существительное
Деепричастие
Причастие
Наречие
Глагол
Прилагательное
|
(неизменяемое слово)
Наречие
Деепричастие
Инфинитив
|
Как? и другие обстоятельственные
Шел быстро
Очень быстро
Что сделать?
Приказал встать
|
Можно
дать в распечатанном виде.
4. Тренировочные
упражнения.
Упражнение
69.
Один
учащийся у доски.
Спишите
СС, к каждому составьте схему, укажите способ связи.
1.
Новая работа.
Работать (по) новому. Учить работать.
2.
Поворот на площадь.
Поворот (на) лево. Левый поворот.
3.
Настойчивое
требование. Настойчиво требовать.
4.
Зимняя дорога.
(По) зимнему холодный, уехать зимой.
5.
Постоянно
заботиться. Постоянные заботы. Проявить заботу.
6.
Поступить
справедливо. Справедливое решение. Требовать справедливости.
Упражнение
71. (часть первая)
Укажите главное и зависимое слова. Назовите
способ связи. Спишите.
Образец: синий шар – прилаг. + сущ.,
согласование
Клетчатый
шарф, шар в клетку, надеть шар; совершить прыжок. Прыжок с трамплина; верить
людям, вера в людей: серый пиджак, серый от пыли: возвр..щение ночью,
возвр..щаться ночью, поздно ночью: храбрый человек, отчаянно храбрый.
5. Итог урока
Вопросы учителю.
6. Домашнее
задание.
Теоретический
материал (учебник или тетрадь). Упражнение 74. Списать, указать способ связи.
|