Вострикова Ксения

Меню сайта
Категории раздела
Методические разработки [16]
Разработки уроков
Исследовательские работы учеников [3]
Исследовательские работы учеников
Родителям [10]
Материалы для родителей
Классному руководителю [5]
Буклеты, классные часы
Личное [2]
Файлы для саморазвития
Календарно-тематическое планирование по русскому языку [3]
КТП по русскому языку по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской
Календарно-тематическое планирование по литературе [6]
КТП по литературе
Документы [2]
Документы
Материалы для моего 11 класса [2]
Для 11 класса
Лиггвистический проект "Я люблю русский язык" [1]
Проект, реализуемый на территории Минусинского района МБОУ Знаменской СОШ№ 1
Русский язык
  • 1-11 классы
  • Диктанты по русскому языку
  • Тесты 5-7 класс
  • Контрольные работы
  • Учим правила по алгоритму
  • Все словари русского языка
  • Электронный тренажер
  • Литература
  • Аудиозаписи русской поэзии
  • Аудиокниги 18-20вв.
  • Произведения 18-20вв.
  • Серебряный век
  • Коллекция презентации
  • Коллекция презентации
  • Коллекция видеоуроков
  • WEB 2.0
    oPrezi.ru - всё о prezi | нелинейные презентации
    Наш опрос
    Что бы вы хотели видеть на сайте?
    Всего ответов: 50
    Форма входа
    Главная » Файлы » Методические разработки

    Внеклассное занятие по литературре в 5 классе "Вечно дорогое сердцу"
    [ Скачать с сервера (870.8 Kb) ] 29.03.2013, 10:40

    «Вечно дорогое сердцу»

    своеобразие поэзии Игнатия Дмитриевича Рождественского

     

     

    Цели урока:

    Образовательные:

    • познакомить учащихся с творчеством Красноярского поэта И.Д.Рождественского;
    •  проанализировать лирические произведения  И.Д.Рождественского, посвященные Алтае-Саянскому экорегиону;
    • осмыслить содержание стихотворений, тему;
    • продолжить работу с изобразительно-выразительными средствами.

     

    Развивающие:

    • активизировать речь учащихся;
    • расширить знания о близлежащих территориях (на этом уроке об Алтае-Саянском экорегионе);
    • формировать целостную картину окружающей природы.

    Воспитательные:

    • способствовать формированию экологической культуры:

    а) уметь соблюдать правила поведения в природе;

    б) сочувствовать и сопереживать;

    в) воспитать любовь к малой родине.

     

    Тип урока: комбинированный.

    Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

    Вид урока: практикум.

    Методы, используемые на уроке: словесный, наглядный; эвристический.

    Оборудование и программное обеспечение:

    · интерактивная доска;

    · компьютер;

    · программа Power Point;

    · доска;

    · Интернет-ресурсы;

    · выставка:

     

    Ход  урока

     

    I. Организационный момент (приветствие). Слайд 1

    Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами говорили о замечательных поэтах Красноярского края. Давайте вспомним имена поэтов (класс отвечает и называет фамилии поэтов). Очень хорошо. Сегодня же мы с вами познакомимся со стихотворениями поэта Красноярского края И.Д.Рождественского. Но сначала немного о поэте нам расскажет (имя, фамилия).

    II. Реализация домашнего задания. Слайд 2

    Доклад по биографии И.Д.Рождественского (см. приложение).(мена поэтов

    III. Практическая работа.

    Ребята, что вам известно о природе Сибирского края? Какие животные вам известны? А обитающие рядышком с нами? А какие горы находятся недалеко от нас? А какая река протекает на нашей территории? (ответы детей)

    Ребята, прослушайте стихотворение (текст распечатан) и скажите, какая тема затронута в нем?

    1. Чтение и обсуждение стихотворения И.Д.Рождественского «Заветные края»

    Слайд 3

    Чтение стихотворения учителем.

    Заветные края

    Шушенские милые просторы

    В голубом сиянии весны,

    Камышом заросшие озера,

    Свежее дыхание сосны.

     

    Где напьешься воздуха такого!

    У Саян скалистых на виду

    На Перово и на Бутаково

    Нынче я задумчиво иду.

     

    Путь мой не короткий и не длинный –

    Не хочу я разлучаться с ним –

    Вьется возле горки Журавлиной

    Бором бесконечно дорогим.

     

    Я не стану нынче торопиться,

    Погружусь в лесную синеву,

    Ни одну не трону медуницу,

    Ни одну саранку не сорву.

     

    В шушенские дали заревые

    Приезжают люди разных стран.

    Так легко им дышится вперые…

    Маленькая капелька России,

    Я в людской вливаюсь океан.

     

    Обсуждение стихотворения.

     

    - О чем нам говорит И.Д.Рождественский?

    - О какой территории идет речь?

    - Как вы думаете, почему поэт выбрал эти места?

    - Как вы понимаете слова?

     

    Я не стану нынче торопиться,

    Погружусь в лесную синеву,

    Ни одну не трону медуницу,

    Ни одну саранку не сорву.

     

     

    - Почему стихотворение называется «Заветные края»?

    - Какие качества поэта проявляются в этом стихотворении?

     

    Знаете ли вы, ребята, что на территории, про которую пишет нам И.Д.Рождественский находится Госуда́рственный приро́дный биосфе́рный запове́дник «Сая́но-Шу́шенский»?

    Как вы понимаете слово заповедник? (ответы детей).

    (Имя, Фамилия) сегодня нам приготовил(а) сообщение о заповеднике, давайте послушаем. Слайды 4 - 11

     

    САЯ́НО-ШУ́ШЕНСКИЙ ЗАПОВЕ́ДНИК, на ЮВ. Красноярского края. Создан в 1976 г. на берегах Енисея на пл. 390,4 тыс. га для охраны природы Западного Саяна (до 2772 м). У подножия — лиственничная лесостепь, выше — темнохвойная тайга: кедровые, пихтовые и еловые леса, на юж. склонах — лиственничные леса. В высокогорьях — субальпийские и альпийские луга, горные тундры и каменистые россыпи. Около 900 видов растений, обитают почти 70 видов млекопитающих (в т.ч. сибирская косуля, сев. олень, горный козёл, соболь), 250 — птиц (бородатая куропатка, беркут, сапсан, алтайский улар и др.), 5 — рептилий, 2 — амфибий, 20 — рыб. Имеет статус биосферного резервата.

        Разнообразие ландшафтов заповедника, его климата, растительности, рельефа, экологических условий, положение территории на стыке сибирской горной тайги с сухими каменистыми степями Центральной Азии, сложная история формирования фауны Западного Саяна определяют ее многообразие, богатство и уникальность. Рядом с северным оленем, тундряной и белой куропатками, типичными для Заполярья, здесь можно встретить алтайского улара, сибирского горного козла, длиннохвостого хомячка, снежного барса – представителей центральноазиатской и монгольской фауны, соболя, бурого медведя, кабаргу, которые характерны для сибирской тайги.

        Фауна позвоночных животных насчитывает более 300 видов птиц, более 50 видов млекопитающих, 18 видов рыб, 5 видов пресмыкающихся и 2 вида земноводных. Из них около 100 видов являются редкими, исчезающими и включенными в Красные книги. Их ч численность здесь довольно высокая, а некоторые из них, например овсянка Годлевского, сибирский горный козел – являются фоновыми, обычными видами в заповеднике.

        Заповедный режим играет большую роль в сохранении редких животных: снежного барса, беркута, алтайского улара, балобана, сапсана и других видов, прекрасно себя чувствующих на охраняемой территории.

        Заповедник является природоохранным научно-исследовательским учреждением.    Отдел охраны состоит из кордонной службы с мобильной, обученной оперативной группой. На сегодняшний день штат охраны составляет всего треть от первоначального списка инспекторского состава. Низкий заработок, специфика таежной жизни, смехотворные государственные льготы не способствуют престижу данной профессии. А изношенная техника и примитивная радиосвязь не добавляет оптимизма. Тем не менее, за счет подбора кадров и их расстановки удается поддерживать систему охраны заповедной территории. Из наиболее типичных и повторяющихся из года в год можно назвать: браконьерство и незаконный выпас скота со стороны Тувы. Задерживаются и нарушители, проживающие в Хакассии и в Красноярском крае.

        В целом, заповедник занимает заметное место в системе природных заповедников России. На базе Саяно-Шушенского заповедника проводился ряд научных совещаний и конференций различного ранга. Заповедник является базовым в сети енисейских природных заповедников, объединяющей их в рамках Регионального Ученого совета. Совместно решаются многие проблемы, намечаются и корректируются научные исследования, идет обмен научными материалами.

     В 1985 г. Саяно-Шушенский заповедник по решению ЮНЕСКО был включен в международную сеть биосферных резерватов.

    Ребята, что мы с вами узнали из сообщения (имя, фамилия)?

    Задание: давайте сравним с сообщением стихотворение И.Д.Рождественского. Это стихотворение  он посвятил Якутии, но можно ли его отнести и к нашему краю?  (стихотворение распечатано).

    2. Чтение и обсуждение стихотворения И.Д.Рождественского «Мой край»

    Слайд 12

    Читает подготовленный ученик.

    Мой край

    Где еще найдешь края такие?

    Хоть пройди полсвета, полземли?

    Здесь у нас потоки буревые,

    Соболя, пшеницы наливные,

    Лиственницы, скалы, хрустали.

     

    Здесь у нас морошка и черника,

    Сливы, не боящиеся зим,

    Люди здесь от мала до велика

    Хлебосольством славятся своим.

     

    Где найдешь места еще такие в мире!

    Столько птиц и рыбьих косяков!

    Столько леса, пашен и лугов!

    Столько светлой, необъятной шири!

     

    Я себя не мыслю без Сибири,

    Без моих родных сибиряков!

     

    - Можно ли говорить об изобилии флоры и фауны?

    - Найдите строчки, подтверждающие это.

    - Чем еще, кроме животных и растений славятся эти края?

    - Ощущает ли поэт себя частицей Сибири? Почему?

    - Давайте найдем средства изобразительности (эпитеты, сравнения, анафору, олицетворение).

    - Запись в тетради названия стихотворения и средств изобразительности.

     

    В стихотворениях И.Д.Рождественского часто упоминается река Енисей.

    Как вы думаете, почему?

    3. Чтение и обсуждение стихотворения И.Д.Рождественского «У Енисея»

    Слайд 13

    Чтение стихотворения учителем.

    У Енисея

    Ты первый раз рванулся к Енисею

    И – замер у обрыва на краю.

    Твое очарованье не посмею

    Вспугнуть…

    И в отдаленьи постою.

     

    Тебе, мой друг, такое и не снилось.

    Простор…

    Воды тяжелое литье.

    Скала и та, наверно, бы разбилась,

    Когда б поток тот хлынул на нее.

     

    Янтарны сосны. Волны белокрылы.

    Как разгулялись на ветру они!

    Вдохни в себя частицу этой силы

    И свежесть первозданную вдохни.

    Река подобна солнечному свету.

    Она всю жизнь –

    в стремлении,  в пути.

    Ты удаль необузданную эту

    На счастье человека обрати.

     

    - Можно ли говорить о том, что герой стихотворения очень аккуратен, скромен, бережлив?

    - Какие строчки указывают на это? Прочитаем.

    - Как герой объясняет красоту, мощь и силу реки?

    - Давайте найдем глаголы, показывающие силу стихотворения.

    - С чем сравнивается река?

     

      Ты удаль необузданную эту

      На счастье человека обрати.

    - Как вы думаете, услышали эти строчки люди? Как используется сила реки?

    - Были ли вы, ребята, на Енисее?

    - Что вам особенно понравилось?

    - Согласны ли вы со строчками этого стихотворения?

    4. Чтение и обсуждение стихотворения И.Д.Рождественского «Саяны»

    Слайд 14

    И еще одно стихотворение, на которое мы должны обратить внимание, называется

     

    Саяны

    Я ждал вас, от волненья замирая,

    До боли всматриваясь в синеву,

    Стелилась степь весенняя без края,

    Где ветер гладил нежную траву.

     

    Я ждал вас от предчувствия бледнея,

    Так можно только встречи с милой ждать.

    Вдали сверкнули воды Енисея,

    За ними степь, за степью степь опять.

     

    И вдруг с холма в рассветной позолоте

    По горизонту ближнему всему

    Вы, словно птицы сильные на взлете,

    Открылись разом взгляду моему.

     

    Могучи, беловерхи, синегранны,

    Как много лет я жил от вас вдали!

    И я к вам руки протянул, Саяны,

    И я вам поклонился до земли.

     

    - Почему стихотворение названо «Саяны»?

    - Если я скажу, что герой скучал по горам, давно их не видел, вы со мной согласитесь?    Почему? Что указывает на это?

    - С какой встречей сравнивается встреча с горами?

    - Что поэт говорит о Саянах, какие они?

    - Как вы понимаете слова «беловерхи, синегранны»?

    - Подумайте, зачем поэт поклонился Саянам? Что он показал этим жестом?

    - С чем бы вы сравнили горы Саяны?

    Придумайте (найдите в строчках) эпитеты к словам и запишите в тетрадь:

    Трава____________________________

    Птица____________________________

    Енисей___________________________

    Саяны____________________________

     

    Можно ли сказать, что красота природы зависит и от человека, и от его действии?

    Взгляните еще раз на стихотворения И.Д.Рождественского. В каждой строчке мы с вами увидим, что отношение к природе должно быть бережным!

    Когда вы оказываетесь на природе, независимо от того, в заповеднике вы или на лужайке в лесу, как вы должны себя вести? Что можно делать? Что запрещено? Правила нужно соблюдать и придерживаться их.

     

    IV. Итог урока.

     

    У Игнатия Рождественского есть много замечательных стихотворении о природе, о наших местах, нашем крае. Со всеми мы познакомиться не сможем, но все они учат любить, ценить, бережно относиться ко всему живому, будь то травка, цветочек, мощный Енисей или могучие Саяны. Каждый из нас должен сам думать о том, что мы делаем и к чему это приведет. Как справедливо сказал поэт В.Луговской, отличительной чертой Рождественского является «верность – верность Родине, верность родной Сибири, верность любимой».

     

    V.  Домашнее задание. Слайд 15

    Написать сочинение – миниатюру  на тему « Я бережно отношусь ко всему живому»!

     

     

     

     

    Список использованной литературы

     

    1. И.Д.Рождественский. Избранное (стихотворения, поэмы). Составители: В.И.Ермаков, Т.К.Козлова. Красноярск, 1971г.
    2. Саяно-Шушенский природный заповедник.  http://www.serdcesayan.ru
    3. Словари и энциклопедии на Академике. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/50616/ 

    4. Саяно-Шушенский биосферный заповедник. Справка http://eco.rian.ru/documents/20090817/181263484.html

    5. Саяно-Шушенский природный биосферный заповедник. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.   http://ru.wikipedia.org/wiki/

     

     

    Приложение

     

    Игнатий Дмитриевич Рождественский

    (1910 –1969)

     

    Игнатий Рождественский родился в Москве, но Сибирь стала его второй родиной, и он по-настоящему любил ее. Любое время года, любая широта, любой уголок ее просторов были близки ему как что-то личное и дорогое. Это была деятельная любовь: он не только воспевал Сибирь, но был тружеником на этой земле. И. Рождественский начинал свой путь как школьный учитель. Он преподавал в разных местах края, в том числе – в Игарке, как раз в то время, когда там учился будущий писатель – В. П. Астафьев, и позднее Виктор Петрович тепло вспомнит о нем. И Рождественский издал свою первую книгу – «Северное сияние» в 1936 году.    

     Одновременно с этим он работал корреспондентом разных газет, и это позволило ему изъездить Сибирь, как говорят, вдоль и поперек. Особенно близок был ему Север, недаром и дано было название первой книги. Мороз, метели, снега и рядом с этим всегда тепло человеческого сердца. Открытая доброта и щедрость северян, наверное, потому и стали для него поэтической темой, что были родственны его собственной душе.

     Он пишет о природе, но она слита с чувствами и желаниями людей: иногда это прямое иносказание, иногда какие-то черты сходства – и всегда восхищенное слово о родной земле и ее людях.

     

     

     

    Категория: Методические разработки | Добавил: Kseniya
    Просмотров: 2261 | Загрузок: 168 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Фотограф
    Проект
    ИКТ для учеников
  • Задания для учеников
  • Облако тегов
    Местные сайты
  • Официальный портал Красноярского края
  • Администрация Минусинского района
  • Управление образования администрации Минусинского района
  • Знаменская школа
  • Газета Знаменской школы "Школьные вести"
  • В курсе событий
    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Статистика

    Вострикова Ксения © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz