Конспект урока русского языка в 6 классе
Правописание
приставок пре- и при-
Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим
правилом, регулирующим выбор букв "е” и "и” в приставках пре-, при-.
Задачи:
- научить
распознавать приставки пре- и при-, используя правило № 29.
- развивать речь учащихся с помощью работы
над фразеологизмами;
- воспитывать
потребность овладения грамотным письмом.
Оборудование: карточки,
иллюстрации
Тип урока: урок
изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход
урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, раскрытие целей
урока, подготовка учащихся к усвоению нового материала.
2.Проверка домашнего задания.
Выбор орфограммы и или ы после приставки.
Безыдейный, разыскивать, сверхинициативный,
подыграть, подытожить, предыдущий.
3.Подготовка учащихся к усвоению нового
материала.
Ребята,
посмотрите на иллюстрации. Под каждой написаны глаголы: пр.шить, пр.бежал,
пр.школьный, пр.открыть, пр.града, пр.жадный. (приложение 1)
Кто знает, какие буквы потерялись в
глаголах в приставках? Ответы детей.
Кто может
объяснить выбор орфограммы? Ответы детей.
4.Изучение нового материала.
Чтение правила № 29 в учебнике. Осмысление правила учащимися.
Объяснение одним из учеников (по желанию) правила с опорой на иллюстрации.
Задание классу. Придумайте и запишите по одному примеру на
каждую из значении приставки –пре/-при. Должно получиться шесть слов. Несколько
учащихся читают свои примеры, объясняя
выбор орфограммы.
5.Закрепление
изученного материала.
1.Запишите слова и объясните написание слов «по цепочке». Выделите
в каждом слове приставку.
Пр.ехать, пр.цепить, пр.касаться, пр.усадебный, пр.бегать,
пр.неприятный, пр.увеличить, пр.рвать, пр.брежный. 2. Замените данные словосочетания одним словом с приставками
пре/при. Запишите эти слова, выделите в них приставки.
Очень забавно, чуть открыть, при дороге, навести на цель,
возле моря, укусить язык, чуть-чуть сгорело, сделать ручным. 3. Объясните значение фразеологизмов, в глаголах выделите
приставки.
- Превознести до небес. Чрезмерно
расхваливать.
- Приложить руку. Быть соучастником
какого-то мероприятия.
- Пригреть змею на груди. Есть
мнение, что фразеологизм «змею на груди пригреть» появился вместе с
басней «Крестьянин и змея», написанной древнегреческим баснописцем
Эзопом. Один земледелец, обнаружив на своем поле замерзшую змею, решил
отогреть ее у себя за пазухой. Но ползучая тварь не оценила заботы
крестьянина и, согревшись, ужалила его. Мораль: излишняя доверчивость до
добра не доведет.
- Держи язык на привязи. Молчать, не
говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
- Бездна премудрости. О сомнительной
ценности и глубине чьих-л. познаний, сведений и т.п.
С одним из фразеологизмов составить предложение.
6.Контроль и
самопроверка.
Работа по карточкам. Спишите глаголы, выберите е или и в
приставке пре-/при-.
Два ученика работают с обратной стороны доски. Один из
учеников выполняет задание по первой карточке, второй ученик выполняет задание
по второй карточке. Класс работает по вариантам.
Карточка
1
|
Карточка
2
|
Пр.двинуть
Пр.забавный
Пр.летел
Пр.колоть
Пр.града
Пр.остановить
Пр.морье
Пр.лечь
Пр.огромный
Пр.увеличить
|
Пр.ободрить
Пр.усадебный
Пр.длинный
Пр.лететь
Пр.рвать
Пр.близить
Пр.двинуть
Пр.интересный
Пр.поднять
Пр.плыл
|
Проверка в парах по написанному на доске. Ученики меняются
карточками и карандашом выставляют оценки.
Без ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Двойки не выставляем.
7.Подведение итогов.
Закрепление правила. Один из учащихся рассказывает правило
еще раз, приводит примеры.
Выставляем оценки за
урок. Отмечаем самых активных учеников словами похвалы.
8.Домашнее задание.
Правило прочитать и запомнить. Упражнение 137, работа с 4
выделенными глаголами, вспомнить способы словообразования, сделать морфемный
разбор.
По желанию, на оценку:
написать лингвистическую сказку о приставках «В стране приставок», «Как
поссорились –пре и –при» и др.
Вопросы по домашнему заданию.
|