Во времена моего детства вопрос, нужно ли давать детям карманные деньги, родителей «не мучил». Деньги и дети были понятиями несовместимыми. Существовал даже своеобразный миф: деньги – самая грязная на свете вещь. Они побывали в руках миллионов людей, и на них неимоверное количество микробов. Детям их лучше вообще не трогать. Иначе можно «подцепить» какую-нибудь ужасную болезнь.
Сегодня у меня уже есть внуки, но, притронувшись к деньгам, хочется как можно быстрее вымыть руки с мылом. А вопрос, стоит ли давать детям деньги, заставляет задуматься многих. Ведь в жизни наших детей они нынче занимают далеко не детское место.
Деньги для детей в советские времена, конечно, не имели такого значения, как сегодня. На что мог тогда ребенок их потратить? Сходить в кино, купить мороженое. Крупная же сумма в руках ребенка вызывала удивление и настораживала. Люди не были так сильно разобщены, как сегодня. Поэтому весть о «больших» деньгах в детских руках быстро бы долетела до их родителей.
Меняются времена и условия жизни
Сегодня уже нередки случаи, когда трехлетние дети разбираются в стоимости бриллиантов, мобильников и предпочитают авто модных марок. Дарить на день рождение малышам деньги стало обычным явлением.
– Машенька! Дай мне свою денежку, а то мне не хватает, чтобы расплатиться за покупку. – Если ты мне ее потом вернешь и добавишь еще рублик, тогда – пожалуйста. – Хорошо, не переживай. Отдам!
Подобный диалог – не редкость в наше время. Проблема «дети и деньги» не решается так однозначно, как раньше. Поэтому у родителей остается открытым вопрос...
Давать ли деньги дошкольнику?
Психологи и люди с многолетним опытом работы с детьми говорят свое категорическое – нет! В данном случае очень злободневна поговорка: не в деньгах счастье.
Объясняют свою позицию они очень просто. Детей дошкольного возраста всегда сопровождают взрослые. Все покупки делают папа с мамой, а в детском саду «свои» денежки детям не нужны.
Желание их иметь – это возможность самоутвердиться в коллективе. Но такое самоутверждение негативно сказывается на формировании личности малыша. Ведь выделиться он хочет не за счет своего характера и умения, а за счет вещей, игрушек, денег. А для человека важно уметь, а не иметь.
Наделять малышей недетскими привилегиями – значит, замедлять их психологическое развитие. Они привыкают получать все готовое, не прилагая при этом никаких усилий. В результате – инфантилизм, не умение и нежелание трудиться. Но при этом налицо непомерные аппетиты и претензии.
Нужны ли карманные деньги младшим школьникам?
Как утверждают специалисты, особой нужды в этом нет. Конечно же, если совершаются культпоходы в кино, театр, зоопарк или же другое интересное для детворы место, то небольшие карманные деньги не помешают. Именно небольшая сумма не вызовет зависть у одноклассников и не будет провоцировать к необдуманной ненужной трате денег.
Но с взрослением увеличивается и потребность в деньгах. Дни рождения одноклассников, 8 Марта и другие праздники предполагают пусть не дорогие, но подарки. И для этого хорошо бы иметь в доме копилку. С одной стороны, эти деньги не заработаны трудом ребенка, но с другой – все-таки они не выдаются по первому их требованию. У детей формируется понятие: чтобы купить, нужно насобирать необходимую сумму. Таким образом, ребенок учится соизмерять желания с возможностями.
На что важно обратить внимание
Накопительство иногда превращается в страсть. У ребенка при этом может развиться скопидомство. Обратите внимание, если ребенка часто называют «жадиной», то копилку лучше не заводить.
Распоряжаться деньгами из копилки дети могут самостоятельно. Но при этом в семье должно соблюдаться правило: не покупать «запрещенные» вещи, о которых было заявлено родителями еще до появления копилки.
Стоит ли платить за хорошие оценки?
Однозначно – нет! У ребенка может создаться впечатление, что хорошие оценки, а вернее знания, нужны родителям больше, чем ему. Раз платят, значит, это им зачем-то нужно? При этом значительно снижается мотивация к учебе. Чтобы заработать больше денег и не огорчать родителей, дети начинают хитрить и скрывают плохие оценки.
Стоит ли платить за работу по дому?
Лучше не надо. Во-первых, вы, так или иначе, предлагаете ребенку стать наемным рабочим. А философия семьи зиждется совсем на других принципах: любви, взаимовыручке и понимании. Во-вторых, дети привыкают все делать только за деньги. И каковы же последствия? Чего ждать, когда у них появится уже своя семья? Ничего хорошего. Семейная жизнь может и вовсе не сложиться. И будут родители опекать своего великовозрастного сынишку всю свою оставшуюся жизнь.
Подросток и карманные деньги
В этом случае вопрос стоит наиболее остро. Но бесконтрольность недопустима! Подростки жаждут самостоятельности, а соблазнов в современном мире много. Здесь нужна адресная финансовая поддержка, и то если вы не опасаетесь за поведение подростка.
Подработка же во время каникул должна приветствоваться. Первые деньги, заработанные своим трудом – важное событие в жизни подростка. Они начинают реально оценивать свои возможности, понимать, как «достаются» деньги. От них уже не услышишь залихватского – подумаешь, какие-то сто баксов! Происходит своеобразная переоценка ценностей.
Хорошо, когда часть заработанных денег подросток отдает в семью. Именно так прививается забота о близких людях.
Деньги в подарок. Хорошо это или плохо?
Дарить на праздник деньги – вполне укоренившийся обычай у многих народов. У нас же предпочтение отдается более оригинальным вещам – подаркам. Хотя одного для всех правила не существует. Правда, акценты расставлены. Маленьким детям правильнее будет преподнести все же подарок. Для повзрослевших, возможно, лучшим подарком станет «конверт».
Тут уж, как говорится – на вкус и цвет товарищей нет. Но есть выбор!